Google
Web moto.dp.ua

эволюция мотоцикла: Золотые годы

После Второй мировой войны темпы совершенствования мотоциклов заметно снизились. В противоположность разнообразию ранних лет период с 40-х до начала 60-х гг. характеризовался большим числом одно- и двухцилиндровых моделей, выпускавшихся британской промышленностью и господствовавших на рынке мотоциклов.

В те годы на дорогах задавали тон «Доминатор» фирмы «Нортон», «Золотая звезда» фирмы «БСА», «Тэндербэрд» фирмы «Триумф» и «Веном» фирмы «Велосетта». Сейчас эти названия вызывают ностальгию по мотоциклетной эпохе «крови и грома», когда дороги были свободны, ограничения шума и скорости куда менее строги, а езда на мотоциклах радовала мотоциклистов отчуждением от общества.

Несмотря на отсутствие в мире мотоциклов революционных преобразований, они в эти годы продолжали постепенно совершенствоваться. Типичный родстер конца 40-х гг. отличался от будущих моделей отсутствием задней подвески, непродуманной перекладиной передней вилки, простым велосипедным седлом, ручным регулированием опережения зажигания и низкооборотным двигателем с малой степенью сжатия, обусловленной низкооктановым горючим военных лет. Окраска была тусклой, часто цвета хаки. Такие роскошества, как спидометр, тормозные огни и удобная седельная подушка, были редкостью.

В 50-е гг. мотоциклы изменились за счет более яркой окраски, телескопических вилок, плунжерной и рычажной задней подвески, спидометров, двойных сидений и усовершенствованного электрооборудования. Четырехтактные двигатели получили компактность, более высокую степень сжатия и алюминиевые цилиндры для улучшения вида и снижения веса. В середине 50-х гг. 650-кубовый «Триумф» или «БСА» с двумя цилиндрами и хорошей коляской развивали скорость до 160 км/ч.

В Англии производители мотоциклов шли от успеха к успеху, продав в наиболее удачном 1959 г. 330 000 машин внутри страны. Хорошо продавались английские мотоциклы и в США, где собственное производство серьезно страдало из-за плохого руководства и отсутствия малых моделей. Одна из двух крупнейших американских фирм, «Индиан», в 1953 г. построила свой последний большой мотоцикл с V-образным двигателем, а другая, «Харлей», в 1955 г. продала меньше 10 000 машин.

Однако у английских фирм больше конкурентов было в Европе, где фирмы «БМВ» и «НСУ» быстро восстановились после войны. В Италии фирмы «Дукати», «Гилера» и «MB Агуста» создавали скоростные 100- и 125-кубовые спортивные мотоциклы, участвовавшие в шоссейных гонках, например Милан - Таранто и Жиро-д'Итали. Росла и популярность мотороллеров.

У новейших моделей «Веспа» и «Ламбретта» были преимущества перед прежними в защите от непогоды и, хотя и субъективно, в стиле. По сравнению с ними английские соперники, в основном с двухтактными двигателями «Вильерс», продавались плохо.

Италия также атаковала английское господство на гоночных трассах, продолжавшееся после введения в 1949 г. мировых чемпионатов. Мотоциклы «АЖС», «Нортон» и «Велосетта», преуспевавшие в первые несколько лет, уступили дорогу четырехцилиндровым «Гилера» и «МБ Агуста», а в легких классах - «Мото Гуцци» и «Мондиаль», которые боролись с германским «НСУ». На шоссе Англия в середине 50-х гг. еще лидировала, но неприятности уже угрожали фирмам, самодовольство которых привело к сокращению инвестиций и разработок.

С началом 60-х гг. длительному господству английской промышленности стала все сильнее угрожать Япония. В 1960 г. глава фирмы «Триумф» Эдвард Тернер посетил несколько японских предприятий и вернулся с предупреждением (принесшим мало пользы) об опасно быстром росте тамошнего мотоциклетного производства. К тому времени японская фирма «Хонда» уже сделала первый успешный шаг к соперничеству в гонках на острове Мэн.

В выставочных залах среди растущего ассортимента хорошо разработанных и прекрасно изготовленных малолитражных мотоциклов росло внимание к 50-кубовому мотороллеру «С100», девиз которого: «На «Хонде» вы встретите самых заботливых производителей» - помог привлечь более полумиллиона покупателей в год. Несмотря на это, многие европейские производители продолжали предполагать, что японцы еще долго будут строить только малолитражные мотоциклы.

В 1965 г. фирма «Хонда» выпустила двухцилиндровый «СВ450», который успешно конкурировал с традиционными английскими «двойками». А «Хонде» наступали на пятки фирмы «Кавасаки», «Сузуки» и «Ямаха» со своими большими мотоциклами, и английские фирмы уже ничего не могли сделать, чтобы сохранить свое лидерство на рынке.

"Бруф Супериор", красу и гордость 40-50-х гг., выпускали еще долго после прекращения производства таких моделей, как "SS100S". Модель "Чиф V-mвин" фирмы "Индиан", снятая с производства в 1953 г. После этого попытки фирмы выпускать машины английского стиля с двумя параллельными цилиндрами успеха не принесли. Этот "Нортон" с объемом цилиндров двигателя 750 см3 разыгрывался в лотерее основанного в 1959 г. Лондонского клуба. Типичная английская машина середины 60-х гг. с двумя параллельными цилиндрами. Священник-мотоциклист преподобный Билл Шерголд, покупающий новый "Триумф", основал в 1959 г. клуб и был выдающейся фигурой среди британских мотолюбителей в 60-е гг. Эти мотоциклисты, оставив повседневные заботы, отъезжают от лондонского Трафальгар-сквера расклеивать плакаты во время Недели христианской помощи в 1960 г. Модель "Ванна" фирмы "Триумф", полностью закрытая сзади (1957 г., 350-кубовая "Модель 21"). Позднее эту модель выпускали с двухцилиндровым двигателем, но она не приобрела популярности. 500-кубовые "Веном" фирмы "Велосетта" (1960 г.), продолжающие английскую традицию одноцилиндровых машин. 650-кубовый "Бонневиль"фирмы "Триумф" был самой известной английской двухцилиндровой машиной. Соихиро Хонда (слева) и его компаньон Такео Фуджисава возглавили борьбу Японии против господства Англии на рынке мотоциклов.
Главная