Google
Web moto.dp.ua

эволюция мотоцикла: Новая эра

Когда фирма «Хонда» в 1969 г. выпустила «СВ750», это была не просто японская машина с четырьмя цилиндрами, верхним распределительным валом и максимальной скоростью 193 км/ч. Это было начало нового поколения мотоциклов. Столь же важным стал перечень новинок модели «Хонда», включающий электрический стартер и передний дисковый тормоз. По иронии судьбы выпущенный в том же году 750-кубовый трехцилиндровый «Трайдент Т150» фирмы «Триумф» был почти так же хорош в управлении и чуточку быстрее. Но его двигатель с толкателями, кик-стартер и барабанные тормоза плюс сомнительная надежность и потребность в частом техобслуживании возвращали «Триумф» к машинам прежней эры.

Япония указала путь вперед, и 70-е гг. принадлежали уже не только «Хонде», но и «Кавасаки», «Сузуки» и «Ямахе». Фирма «Кавасаки» в 1973 г. снова повысила планку, выпустив 900-кубовый «Z1». Эта модель имела мощный двигатель с двумя распределительными валами, максимальную скорость 209 км/ч и несокрушимую надежность. Этот мотоцикл прозвали королем, и его потомки господствовали среди супер-мотоциклов более десяти лет.

Однако не только японцы шли своим собственным путем. Английская промышленность отставала, по Италия, в частности, могла сказать многое. Фирмы «Дукати» и «Мото Гуцци», каждая со своим V-образным двигателем, и «Лаверда» с мощным 1000-кубовым трехцилиндровым двигателем, а также «Джота» - все в середине 70-х гг. производили незабываемые супермотоциклы. Самым большим преимуществом итальянских машин была хорошая управляемость, японские же фирмы уделяли рамам меньше внимания, чем двигателям. До тех пор, пока в 1978 г. не появилась модель «Сузуки GS1000», управлять японскими супермотоциклами было трудно, особенно в мокрую погоду. Установка японских производителей на лозунг: «Больше - значит лучше» - достигла пика в 1979 г., когда фирма «Кавасаки» выпустила шестицилиндровый тяжелый «Z1300». Но у них были и прекрасные малые машины, в том числе двухтактные двухцилиндровые мотоциклы серии RD фирмы «Ямаха» для длинных дистанций. Американские нормы для выхлопных газов запрещали выпускать зловонные двухтактные машины. В течение 80-х гг. эти нормы распространились повсеместно. В это десятилетие японские «четверки» с воздушным охлаждением господствовали на рынке тяжелых и средних мотоциклов и даже получили общее название: «UJM» («Универсальные японские мотоциклы»). Однако было много и интересных новшеств - например, выдающиеся модели с турбонаддувом, от которых прежде все отказались, а теперь прозвали «большими четверками».

Более успешные разработки 80-х гг. включали в себя растущее внимание к обтекателям (и багажникам для туристических машин), рамам (задняя подвеска с одним демпфером) и радиальным шинам. После успеха сверхлегкого «Сузуки GSX-R.750» в 1985 г. в конструкциях рам стали чаще применять дюралюминий.

К 1990 г. почти все японские фирмы перешли на водяное охлаждение двигателей. У нового «Кавасаки ZZ-R1100» были 16-клапанный двигатель мощностью более 103 кВт (140 л.с.), сдвоенная дюралевая рама, максимальная скорость 281 км/ч, а также качества управляемости, «удержания дороги» и торможения, десятью годами раньше казавшиеся невероятными. Разработки самых

лучших мотоциклов потрясали меньше, чем прежде, но выдающиеся машины продолжали появляться. Модель «Хонда CBR900RR» 1992 г. сочетала в себе мощность супермотоцикла с легким весом. «Кавасаки ZX-6R» в 1995 г. бросил вызов долго продержавшемуся чемпиону в среднем классе - «Хонда CBR600F», показав скорость 257 км/ч.

Но не все мотоциклисты стремились только к скорости. Поэтому японцы выпускали почти всю гамму машин - от мощной туристической «Хонды Золотое крыло» (созданной на основе четырехцилиндровой «четверки» с объемом цилиндров 1000 см3в 1976 г., а теперь ставшей 1500-кубовой «шестеркой») до мотороллера, а между ними - спортивно-туристские, внедорожные и прогулочные машины. Поскольку мотоциклы все больше использовали для отдыха, а средний возраст мотоциклистов во многих странах достиг 30 лет, стал расти спрос на машины-ретро, привлекательные своей простотой и традиционностью.

Кроме того, многих мотоциклистов больше интересовали, видимо, не новинки техники, а приемлемые цены, Довольно успешно вводились антиблокировочные тормоза, особенно у «БМВ». А дорогих туристических моделей, например «Тези» фирмы «Бимота» и «Ямаха GTS1000» (обе с не телескопической передней подвеской), а также «Хонда NR750» с овальными поршнями, продавали немного.

К середине 90-х гг. на международном рынке мотоциклов соотношение сил снова начало меняться. Японские фирмы стали страдать от укрепления

курса иены, вызвавшего удорожание их машин в большинстве стран. И хотя техника японских фирм была сильнее чем когда-либо, новые идеи во многих моделях отсутствовали.

В противоположность этому американская фирма «Харлей» и многие фирмы Европы, преуспевшие в состязании с японским качеством, получили огромные преимущества. V-образные дорожные «двойки» фирмы «Харлей» в стиле ретро, совершенные, но все еще традиционные «двойки» фирмы «БМВ», возродившиеся «тройки» фирмы «Триумф» и спортивные V-образные «двойки» фирмы «Дукати» привлекали на рынке все больше внимания.

"750 Суперспорт" фирмы "Дукати" (слева) и его преемник "900SS", оба откровенно гоночные, были одними из самых лучших и быстрых итальянских мотоциклов середины 70-х гг. Совершенный четырехцилиндровый мотоцикл "Хонда СВ750" произвел сенсацию на выставках в Токио в 1968 г. (Япония), а вскоре и в Брайтоне (Англия). В 70-е гг., когда "Бонневиль" фирмы "Триумф" (слева) встретился с "XS650" фирмы "Ямаха", английское господство на рынке мотоциклов продолжало разрушаться. Модель "Сузуки GS1000" 1978 г. доказала, что японские производители научились делать рамы, достаточно прочные для мощных двигателей. Стремление японских фирм строить крупные и мошные супермотоциклы увенчалось в 1979 г. созданием массивного шестицилиндрового "Кавасаки Z1300". Два контрастирующих типа супермотоциклов 70-х гг.: "Гуцци 850 Ле МансМк.1" с V-образным двухцилиндровым двигателем (слева) и 900-кубовый четырехцилиндровый -"Кавасаки Z1" . V-образные двухцилиндровый "Дукати 916" и четырехцилиндровый "Хонда" с объемом цилиндров 750 см3, супермотоциклы середины 1990-х гг., представляющие традиционные форматы обеих фирм. "ZZR1100" (в США - "ZХ-11") фирмы "Кавасаки" пять лет после его выпуска в 1990 г. был самым быстрым в мире мотоциклом. В 90-е гг. среди гоночных машин были популярны открытые мощные мотоциклы-ретро. Модель "Ямаха XJR1200" была, видимо, высшим достижением японских компаний. Самыми популярными мотоциклами недавних лет были японские "четверки" с объемом цилиндров двигателей 600 см3. Здесь показаны соперники 1990 г. (слева направо): "Ямаха FZR600", "Хонда CBR600" и "Кавасаки ZZ-R600". Внедорожные машины, например большой "R1100GS" фирмы "БМВ", стали очень популярны. Хотя большинство мотоциклистов по-прежнему традиционно ездят на них в основном по улицам, эти мотоциклы благодаря успехам техники могут преодолевать и самые трудные трассы. Этот "Харлей-Дэвидсон", купленный звездой рока Полом Янгом и сфотографированный на Кингс-Род в Лондоне, и выглядит шикарно, и наглядно показывает, что американские машины не отстают в имидже от японских.
Главная