Google
Web moto.dp.ua

мотоциклы и их анатомия: Двухтактные и роторно-поршневые

Двухтактные двигатели легче и потенциально мощнее, чем четырехтактные того же объема. Поэтому их используют в мотоциклах для гонок на Гран-при. Простые и дешевые в производстве, они стали популярными для маленьких связных мотоциклов. Но у двухтактного цикла больше трудностей. Двухтактные двигатели используют вместо механических клапанов нижнюю часть поршня, которая подает рабочую смесь в камеру сжатия через картер коленчатого вала и соединительные окна.

Это позволяет двигателю зажигать смесь при каждом обороте коленчатого вала (то есть при каждых двух тактах). Это вдвое чаще, чем при четырех тактах, и дает выигрыш в мощности. Но смазочное масло не может задерживаться в картере. Оно попадает в рабочую смесь и сгорает, увеличивая загрязнение. И хотя нынешние конструкторы двухтактных двигателей научились лучше отделять камеру расширения от системы выпуска, часть смеси выбрасывается, не сгорая, и еще больше загрязняет выхлоп. Эти проблемы стоят перед новым поколением разработчиков двухтактных двигателей.

ТИПЫ ДВУХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

У многих из лучших двухтактных двигателей, от старинного «Скотт Сквирела» до нынешней «Ямахи RD350RC», два параллельных цилиндра. У гоночных «Кавасаки KR250» (конец 70-х гг.) и «350» (Гран-при) два цилиндра стоят тандемом, один за другим. У новых 250-кубовых Гран-при два цилиндра стоят продольным V, как и у многих шоссейных мотоциклов, включая модель «Априлла RS25.0». Трехцилиндровыми были классические до конца 70-х гг. «Кавасаки Н2» (750 см3) и «HI» (500 см3) с воздушным, а также «Сузуки GT750» с водяным охлаждением.

Фредди Спенсер выиграл чемпионат мира 1983 г. на двухтактном трехцилиндровом мотоцикле «Хонда NS500», за которым последовал дорожный «NS400». Четырехцилиндровыми двухтактными были рядный двигатель гоночной «Ямахи TZ750» и квадратный - гоночного и шоссейного «Сузуки RG500». Нынешние 500-кубовые гоночные мотоциклы для Гран-при имеют двигатели V4. У «Хонды NSR500» один коленчатый вал, а у «Сузуки» и «Ямахи» - по два, связанных зубчатками.

РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

Ровнее всех вращается роторно-поршневой двигатель Феликса Ванкеля. В камере двигателя помещен треугольный ротор, устроенный так, что его ребра все время остаются в контакте с ее стенками. Движение ротора образует три отсека переменного объема, в которых и осуществляется цикл «впуск - сжатие - сгорание - выпуск». Двигатель Ванкеля мощный, компактный и легкий, но расходует много горючего. Несмотря на это, роторно-поршневые дорожные машины «ДКВ», «Сузуки» и «Нортон» продаются успешно.

Вращающийся диск впускного клапана "Сузуки RG500". Карбюраторы установлены сбоку от коленчатого вала, вместе с которым вращается управляющий впуском щелевой диск. У двухтактного двигателя "Ямаха TZ750" между каждым карбюратором и двигателем есть 750-кубовый трехцилиндровый двигатель "Кавасаки Н2" начала 70-х гг. был зловонным, прожорливым, шумным, негибким - и очень мощным. По примеру "Сузуки GT750" большинство двухтактных двигателей имеют водяное охлаждение для лучшего управления рабочей температурой. Дорожный мотоцикл "Нортон Классик" с роторно-поршневым двигателем был опрятным, относительно мощным и очень ровно работающим.
Главная