Google
Web moto.dp.ua

мотоциклы и их анатомия: Рамы и подвески

За XX в. основная схема мотоцикла мало изменилась, но конструкция шасси улучшилась колоссально. Это видно по большинству классических мотоциклов с их тяжелыми, недостаточно прочными на изгиб рамами и грубой подвеской. Управляемость зависит от жесткости и геометрии рамы, распределения масс, типа подвески и регулировки. Улучшение всех этих качеств привело к созданию современных машин, устойчивых, хорошо сбалансированных и удобных в широком диапазоне скоростей и дорожных условий.

С 50-х гг. многие мотоциклы несут стальные двойные рамы и подпружиненную переднюю вилку с гидравлическим или фрикционным демпфером. Задняя подвеска снабжалась грубыми поршневыми опорами либо просто отсутствовала, и седок довольствовался лишь упругостью задней шины и пружинного седла. Неудивительно, что это называли «жесткой кормой». У позднейших моделей рамы были прочнее - либо из штампованной стали, либо, как у легендарного «Нортон Федэбеда», из связанных и часто образующих треугольник стальных труб, которые держали пару гидравлических задних демпферов. Иногда, например у четырехцилиндровых гоночных машин «Хонда» 60-х гг., двигатель служил одновременно жестким звеном рамы.

В 70-е гг. многие шасси из-за роста мощности и массы мотоциклов не могли противостоять вибрации и вилянию, но в последние годы техника быстро совершенствовалась. У типичного современного спортивного мотоцикла рама жесткая, обычно с крестообразной связью между рулевой колонкой и качающейся рычажной опорой. В конструкцию рамы может входить традиционная люлька из стальных труб, главный стержень большого диаметра (каку «Триумфа»), промежуточная рама или багажник из труб потоньше (как у «Дукати») или из двойных дюралевых деталей (как у обычных спортивных и гоночных машин).

КОНСТРУКЦИЯ ПОДВЕСКИ

Передние вилки и задние амортизаторы работают в принципе одинаково. Они гасят удары спиральными пружинами и используют гидравлические демпферы, в которых масло продавливается через отверстия разного диаметра для управления степенью его сжатия (гашение удара) и, что более важно, его возвратом (гашение отдачи). При работе подвеска выделяет тепло. Поэтому у многих современных амортизаторов масляные резервуары, охлаждаемые воздухом, вынесены вдоль или вбок от главного устройства.

У более совершенных передних и задних амортизаторов имеются настраиваемые преднапряженные пружины, которые контролируют нагрузку, необходимую для дальнейшего сжатия, а также для гашения сжатия и отдачи. Хороший эффект дает применение пружин с переменным шагом. Задняя подвеска с возрастающим шагом часто имеет механический стопор на одном конце. Это облегчает ее работу при небольших толчках и усиливает сопротивление к концу хода пружины, чтобы предотвратить удар об опору.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА

Многие инженеры считают телескопические вилки плохим решением, так как они сжимаются при торможении и подвергаются действию сил в направлениях, на которые не рассчитаны. Альтернативная конструкция, в которой переднее колесо опирается на подшипники внутри своей ступицы, решает эти проблемы и разделяет процессы управления рулем и торможением. В «Бимота Тези» и «Ямахе GTS1000» использованы разные безвилочные системы, чтобы обеспечить высокую степень устойчивости, особенно при торможении. Однако ни одна из них не привилась - отчасти из-за дороговизны, но главным образом потому, что современные передние вилки и так работают очень хорошо.

ГЕОМЕТРИЯ ШАССИ

Устойчивость мотоцикла во многом зависит от геометрии шасси. Современные гоночные машины имеют короткую колесную базу, высокую переднюю вилку и очень короткую корму. Их основная масса над передним колесом способствует быстроте и легкости управления - часто даже на грани неустойчивости.

Другая крайность - туристические машины. Они очень устойчивы со своими наклонными вилками, большой кормой, длинной колесной базой и основной массой над задним колесом. Большинство дорожных мотоциклов находятся где-то посредине, а у некоторых можно регулировать шасси за счет изменения наклона рулевой колонки и задней вилки, а также повышения или понижения передней либо задней подвески.

В модели "Бимота SB6" используется сверхжесткая конструкция сдвоенной дюралевой рамы, применяемой в большинстве современных спортивных мотоциклов. При испытании амортизаторов, разработанных шведской фирмой "Олинс", применяют совершенные подвесные динамометры. Во многих современных "Харлеях" используют скрытые амортизаторы. Эти мотоциклы внешне похожи на модель "WL45" (1949 г.) с жесткой кормой. Плохой сбыт безвилочных мотоциклов "Ямаха GTS1000" помешал развитию альтернативных систем передней подвески. Мотоциклы "Бимтпа" с двигателями "Ямаха YB4" и "Ямаха YB6" были в числе первых спортивных машин, в которых использовали необычные литые рамы. У модульного шасси "Триумфа" основная рама состоит из стальных труб большого диаметра. Двигатель в ней используется как звено конструкции.
Главная