Google
Web moto.dp.ua

мотоциклы и их анатомия: Колеса, шины и тормоза

Из-за присущей мотоциклу неустойчивости шины и тормоза для него крайне важны. Мотоциклы должны наклоняться на поворотах, и особенно поэтому у шин, даже самых больших и мощных, отпечаток протектора значительно уже, чем у стандартных автомобильных. До 60-х гг. у большинства мотоциклов были трубчатые передние и задние шины поперечной конструкции и примерно одинакового размера. Но современные спортивные машины иногда достигают на поворотах невероятных углов наклона - до 45° - и должны лучше сцепляться с дорожным покрытием. Это обеспечивается их цепкими, низкопрофильными беструбчатыми радиальными шинами. Задняя шина значительно шире передней, чтобы мотоцикл мог справиться с большими ускорениями. Мягкие составные задние шины современных супермотоциклов часто изнашиваются быстрее, чем за 3000 км пробега.

Растущие специальные требования привели к исключительному разнообразию типов шин, от узких и гладких гоночных, обеспечивающих малую поверхность сцепления на сухой дороге, но непригодных на мокрой, до шишковатых, с тяжелым протектором для трехколесных машин и кроссовых мотоциклов. В промежутке оказываются спортивные шины с облегченным протектором (потому что изгибание протектора увеличивает нагрев и снижает КПД) и более тяжелые шины с рельефным рисунком протектора для регулярных поездок и путешествий. Двухцелевые шины, разработанные для ралли, пригодны в основном для езды по шоссе, но ограниченно годятся и для передвижения по глубокой грязи. Шины для гонок на сухом шоссе, с блокирующим рисунком протектора и сверхмягкой прокладкой, на сухом треке могут изнашиваться буквально за несколько минут.

Развитие мотоциклетных колес шло от использования проволочных спиц до литых конструкций, которые внедрялись постепенно в 70-е и 80-е гг. Литые колеса, в основном из алюминия, но иногда из более легкого магния, в целом прочнее и пригодны для современных беструбчатых шин. Однако в некоторых современных мотоциклах, в основном в стиле ретро, еще применяются проволочные колеса. Стандарт диаметра передних и задних колес для спортивных мотоциклов - 17 дюймов. Одно из немногих исключений - «Хонда GBR900RR» с 16-дюймовым передним колесом. В начале 80-х гг. такие передние колеса были предпочтительнее как во многих шоссейных мотоциклах, так и в разработанных для гонок на Гран-при.

КОНСТРУКЦИЯ ТОРМОЗОВ

До недавнего времени у мотоциклистов в основном были колодочные тормоза. В некоторых малых моделях они есть и сейчас. Такой тормоз состоит из пары полукруглых колодок, которые установлены внутри тормозного барабана и при торможении расходятся в стороны. Некоторые барабаны, даже примененные в превосходном в других отношениях «Брэф Супериоре», очень плохи и при резком торможении склонны к перегреву и истиранию. Другие, например большой вентилируемый четырехколодочный «Граймкас», который применялся в 60-е гг. в специальных и гоночных мотоциклах, были очень эффективны, хотя и нуждались в частой регулировке. Дисковые тормоза стали завоевывать мир мотоциклов в начале 70-х гг. с модели «Хонда СВ750», Простая система состоит из стального одиночного диска, о который трутся парные прокладки гидравлического суппорта. Дисковым тормозам не требуется регулировка против истирания, и они лучше справляются с нагреванием при торможении, но ранние конструкции в мокрую погоду работали очень плохо. У современных супермотоциклов - двойные диски на переднем колесе и еще один на заднем, а каждый тормозной суппорт состоит из четырех или даже шести отдельных поршней для эффективной и уверенной работы. В некоторых мотоциклах, в том числе в нескольких «Мото Гуцци» и «Хонда CBR1000F», используется гидравлика, связывающая передний и задний тормоза.

Отдельные производители разработали эффективные антиблокировочные системы, но из-за сложности и дороговизны их применение ограничилось мотоциклами «БМВ» и спортивно-туристическими - «Хонда ST1100» и «Ямаха GTS 1000».

Здесь только часть огромного набора колес и шин, необходимого команде гонщиков на 500-кубовой "Ямахе" для каждой гонки. В 60-е гг. считалось хорошим сочетание вилок "Родхолдер", переднего колеса с проволочными спицами и тормозов с двумя колодками в мотоцикле "Манке Нортон". Передний дисковый тормоз с одноцилиндровым суппортом был очень прогрессивным в 1969 г., когда фирма "Хонда" применила его в мотоцикле "СВ750". Этот гоночный "Сузуки RJV500" снабжен особыми вилками. Огромные тормозные диски из углеродного волокна захватываются четырех-цилиндровыми суппортами. Корма мотоцикла "Дукати 916" имеет односторонний качающийся рычаг и сверхширокую, 190-секционную шину для максимального сцепления с дорогой. Дорожный мотоцикл "БМВ 1000GS" с одним амортизатором и системой стержней, устраняющей воздействие двигателя с карданным валом на управляемость. На стеллаже фирмы "Мишлен" лежат шины для шоссейных гонок (слева направо): две гладкие передние, одна более широкая гладкая задняя, более рельефные задняя и передняя для мокрой и одна облегченная передняя для переменной погоды, а также две большие гладкие
Главная