Google
Web moto.dp.ua

спорт на двух колесах: Дорожные гонки

Много лет гонки на Трофей Туриста (ТТ) на острове Мэн были самым большим событием среди мотоциклистов. Некоторые до сих пор считают, что легендарная горная трасса длиной 60,6 км - высшее испытание для гонщиков и машин. Сейчас и любительские гонки, и мировые чемпионаты проводят в основном на искусственных трассах. Но чисто дорожные гонки сохраняются, например, в Ирландии, Бельгии и Новой Зеландии.

История ТТ началась в 1907 г. Тогда для гонок выбрали остров Мэн, так как в самой Великобритании соревнования на общественных дорогах были запрещены. Название «Трофей Туриста» возникло потому, что у машин имелись тормоза, грязевые щитки и ящики для инструментов. В классе двухцилиндровых машин победил Рэм Фаулер, показав среднюю скорость всего 58,2 км/ч на «Нортоне» с двигателем «Пежо». Он тормозил на спусках и не раз останавливался из-за прокола шин и обрыва приводных ремней.

В начале 20-х гг. на изнурительных соревнованиях в пять и более кругов средняя скорость лучших гонщиков превысила 80 км/ч. В своем дебюте на ТТ в 1922 г. Стэнли Вудсу пришлось гасить свою одежду, загоревшуюся во время заправки, ремонтировать двигатель, падать и подниматься, и тем не менее он финишировал пятым. В 1923-1939 гг. Вудс побеждал десять раз. Скорости резко возросли к 1950 г. - тогда Джеф Дюк на «Нортоне» прошел на пути к своей первой победе круг со скоростью 150,19 км/ч. В 50-е гг. он побеждал шесть раз, но в 1957 г. Боб Мак-Интайр превысил 160 км/ч на четырехцилиндровой «Джилере».

В 60-е гг. десять раз побеждал Джакомо Агостини, а Майк Хейлвуд одержал 14 побед. В 1967 г. он обогнал «Аго» в гонке, которую многие болельщики назвали величайшей гонкой на ТТ за все годы.

Самая славная победа пришла к Хейлвуду в 1978 г., когда он вернулся, чтобы выиграть Гран-при на «Дукати». К тому времени ТТ потерял свой статус мирового чемпионата, и такие звезды, как Бэрри Шин и Кении Роберте, отказались рисковать в гонках между каменными стенами.

Но ТТ продолжал выдвигать собственных героев в 90-е гг., когда Джо Данлоп, выигравший рекордную девятнадцатую гонку в 1995 г., и Стив Хислоп превысили среднюю скорость в 193 км/ч. Дорожные гонки никогда не вернут себе прежний престиж, но будут продолжаться на кольцевых трассах, включая ТТ, ирландский Нордвест-200 и бельгийский Чимай.

Шарль Колье со своими братьями и отцом в 1907 г., когда он впервые выиграл ТТ Майк Хейлвуд в 1965 г. потерпел аварию на своей "Агусте" в большой гонке на ТТ, но поднялся и победил с окровавленным носом, разбитым обтекателем и болтающимися выхлопными трубами. Хейлвуд возвратился из отставки в 1978 г., чтобы выиграть на "Дукати" ТТ Формулы-1. Победы Джо Данлопа на ТТ и в его родной Ирландии принесли ему титул короля дорог. Прелесть и опасность гонок на ТТ ярко проявились, когда шотландец Стив Хислоп превысил разрешенную скорость на выезде из Джинджер-Холла.
Главная