Google
Web moto.dp.ua

спорт на двух колесах: Гран-при 500 см.куб.: эра двухтактных

Современные мотоциклы класса 500 cm3 для гонок на Гран-при - самые экологически чистые и совершенные машины на планете. Их сильные двухтактные двигатели мощностью 136 кВт обеспечивают скорости до 322 км/ч. На поворотах малая масса, сверхжесткая рама, совершенная подвеска и толстые, гладкие шины допускают невероятные углы наклона. Заводское качество так великолепно, что только избранные таланты и профессионалы высшего класса смогут хотя бы приблизиться к результатам Эдди Лоусона, Уэйна Гарднера, Уэйна Рэйни, Кевина Шванца и Майкла Дугана. Двухтактную революцию открыла в начале 70-х гг. фирма «Ямаха», первой создавшая двухтактные «четверки» (сначала из двух «двоек») с цилиндрами, стоящими в ряд поперек рамы. С удвоением числа рабочих тактов при той же частоте вращения двухтактный двигатель всегда мощнее четырехтактного с тем же объемом цилиндров. Поэтому нововведение «Ямахи» сразу же принесло большой успех. Ярно Сааринен выиграл французский Гран-при на первом четырехцилиндровом мотоцикле в 1973 г. Годом позже финский гонщик был убит, но Джакомо Агостини на «Ямахе» взял приз «Дайтона-200», а в 1975 г. стал чемпионом мира в классе 500 см3.

Компактная «квадратная четверка» «Сузуки RG 500» принесла победу Бэрри Шину в 1976 и 1977 гг. Затем три года подряд чемпионом становился Кении Роберте на рядной «четверке» «Ямаха YZR», внеся в гонки на Гран-при класса 500 см3 силовой стиль американских трековых гонок. Итальянцы Марко Лючинелли и Франко Унчини вернули успех «Сузуки RG», и, наконец, Фредди Спенсер в 1983 г. победил на трехцилиндровой двухтактной «Хонде NS500».

После этого преобладающей конструкцией двигателей с объемом цилиндров 500 см3 стала V-образная «четверка» (V4), с которой «Хонда NSR», «Ямаха YZR» и «Сузуки YGV» выигрывали в следующие годы, a V4 «Кагива» оставила итальянские машины позади в гонках на Гран-при в конце 1994 г.

Затем будущее гонок на Гран-при стало неясным, хотя во многих отношениях класс 500 см3 никогда не был сильнее. Команды становились все профессиональнее, мировое телевидение донесло спорт до миллионов зрителей, а трассы стали безопаснее, чем когда-либо раньше. Однако серьезные аварии, как та, что в 1993 г. парализовала трехкратного чемпиона мира Уэйна Рэйни, оставались печальным и неизбежным фактом. И не только это подорвало силы Гран-при. Редкостным, крайне дорогим 500-кубовым моделям угрожали дорожные супермотоциклы, которыми некоторые фирмы торговали более успешно.

Шиничи Иmo ("Хонда", 7), Александр Бэррос ("Сузуки", 6), Дэрил Битти ("Ямаха", 3) и Дуг Чандлер ("Кагива", 10) борются за честь своих фирм на Гран-при в Италии в 1994 г. Кевин Шванц, чемпион мира 1993 г., вернулся спустя два года после успеха на Гран-при, Фредди Спенсер на "Хонде" и Кении Роберте на "Ямахе" здесь - на Гран-При в Италии - соревновались много раз в сезоне 1983 г. Бэрри Шин на "Сузуки RG500" и голландец Вил Хартог опережают "Ямаху" Кении Робертса в гонке на французский Гран-При в Нагаров! 978 г. Фредди Спенсер, дважды чемпион в классе 500 см3 в 80-е гг. Австралийский ас Майкл Дуган сохраняет титул чемпиона "1 в 1993 г.
Главная