Google
Web moto.dp.ua

спорт на двух колесах: Гонки с колясками

Коляски для гоночных мотоциклов - совсем не то, что коляски для дорожных. В отличие от мотоциклов, у которых коляска сбоку, современные гоночные агрегаты - это специальные конструкции. Их цельные дюралевые шасси несут три одинаковых колеса малого диаметра, обутых в толстые шины квадратного сечения. Эти машины ближе к гоночным автомобилям, чем к мотоциклам.

Так было не всегда. В 20-е гг., когда гонки с колясками впервые стали популярны, коляски привинчивали отдельно, у них было большое колесо и легкое сиденье. В 1923 г. первый ТТ с колясками на острове Мэн выиграл Фредди Диксон. Его агрегат «Дуглас» имел рычаг, которым колясочник Уолтер Перри накренял машину на поворотах. Наклоняемые коляски пользовались также успехом в американских трековых гонках 20-х гг. К 1949 г., когда англичанин Эрик Оливер выиграл первый из четырех своих титулов чемпиона гонок с колясками, они стали намного ниже. Из-за этого его колясочник Денис Дженкинсон вылетел на левом повороте. Швейцария и Германия дали миру много лучших водителей и конструкторов мотоциклов с колясками. Немцы Макс Дойбель и Эмиль Хорнер в 60-е гг. четыре раза подряд становились чемпионами на двухцилиндровом «БМВ». Швейцарец Фриц Шайдэггер побеждал два раза и много сделал для улучшения колясок. Немец Гельмут Фат стал чемпионом на «БМВ» в I960 г. и, вернувшись после серьезной травмы, через восемь лет победил на «УРЗ», четырехцилиндровый четырехтактный двигатель которого построил сам.

В 70-х гг. верх взяли двухтактные мотоциклы, сначала немецкие «Кенигсы», а затем «Ямахи». Несколько лет спустя швейцарец Зеймац создал объединенное шасси с монококовой дюралевой платформой, подвеской и колесами автомобильного типа. Машина стала ниже и легче традиционного мотоцикла со стальной рамой и телескопическими вилками. В 80-е и начале 90-х гг. господствовали шасси «LCR» швейцарца Луи Христена и их модификации.

Лучший водитель нового времени - швейцарец Рольф Биланд. В 1994 г. он выиграл рекордный, седьмой чемпионат. Он также помог фирме «БМВ» улучшить двигатель V4, который в 1995 г. был недостаточно надежным. Теперь этот двигатель принят как для колясочных, так и для одиночных мотоциклов класса 500 см3. Хотя коляски продолжают существовать, они исключены из программ многих Гран-при, и будущее их сомнительно.

Водитель Рольф Биланд прокладывает твердый курс через левый поворот в Гран-при 1990 г. Фриц Шайдэггер и Джон Робинсон выполняют правый поворот. Были чемпионами мира в 1965-1966 гг. Эгберт Штройер впереди Рольфа Биланда, Стива Уэбстера и Маркуса Эглофа вписывается в поворот на ТТ Нидерландов в 1988 г. Рольф Бгишнд (в центре слева) и колясочник Курт Уолтисперг торжествуют, выиграв Гран-при Франции в 1984 г. Колясочник Фредди Хенриксен пользуется рулевым колесом, чтобы вписаться в поворот во время большой трековой гонки 1970 г. Колясочнику Алену Мишелю некогда любоваться видами, когда его "LCR" мчится в гонке "Мистраль" на мотодроме Поля Рикара. Оуэн Гринвуд ("7) на "Мини" догоняет чемпиона мира Шайдэггера. Снимок 1966 г.
Главная