Google
Web moto.dp.ua

спорт на двух колесах: Спидвей, лонг-трек и гонки на льду

У машин для спидвея мало общего с другими мотоциклами. Они созданы специально для короткой гонки в четыре круга по овальной гаревой дорожке длиной 400 м. У них одноцилиндровые четырехтактные двигатели с объемом цилиндров 500 см3, работающие на метаноле, и только одна передача. У их шасси минимальная передняя подвеска и никакой амортизации сзади. Переднего тормоза нет, а правая подножка опущена ниже, чтобы воспринять вес гонщика, когда машина на полной скорости выполняет левый поворот.

Спидвей стал популярен в Австралии в 20-е гг. и проник в Европу в 1928 г. Это командная гонка из четырех заездов. В каждом встречаются по одному гонщику от двух команд-соперниц. Но самые большие соревнования года включают в себя индивидуальный мировой финальный заезд. Швед Ове Фундин и новозеландец Бэрри Бриге в 50-60-е гг. побеждали по пять раз. Другой новозеландец, Иван Маугер, завоевал рекордный шестой титул в 1979 г.

Овал с плотным покрытием и движением против часовой стрелки используют и для многих других видов гонок. Ближе всех к спидвею лонг-трек, в котором доминируют немцы. Здесь тоже гаревая дорожка, но прямые более длинные и в соревнованиях участвуют мотоциклы с более скоростными двигателями, имеющими две передачи.

Иван Маугер в 70-е гг. трижды становился чемпионом мира, но самым удачливым был англичанин Саймон Уигг, победивший в 1994 г. в пятый раз. В родственных видах - гонках на травяной и на песчаной дорожках - из-за проскальзывания шин требуется большое искусство вождения.

Но самый сумасшедший вид мотоспорта - это гонки по льду на мотоциклах, шины которых щетинятся острыми стальными шипами. Они дают прекрасное сцепление со льдом, позволяя выполнять повороты почти горизонтально, но при недостаточном опыте, несмотря на защитные ограждения колес, могут привести к опасной аварии. Гонки на льду проводят в основном в России, но они популярны и в некоторых странах Западной Европы и Скандинавии.

У Японии свой вид спидвея - так называемые автогонки. Только для того, чтобы большие массы зрителей могли делать ставки на победителей, их проводят на бетонных овалах. В каждом заезде участвуют восемь гонщиков на 600-кубовых одно- или двухцилиндровых мотоциклах, способных развивать скорость до 193 км/ч. Денежные призы очень высоки, и ведущие гонщики могут зарабатывать не меньше, чем звезды Гран-при. Учитывая искушение организовать желаемые результаты, используя обман, строгие правила обязывают гонщиков перед гонкой держаться вдали от зрителей.

Брюс Пенхолл, бывший чемпион США, опережает англичанина Криса Мортона в мировом финале по спидвею в 1980 г. Индивидуальный титул чемпиона мира присуждали до 1995 г., когда для определения чемпиона была введена серия кругов с зачетом очков по каждому. Датчанин Томми Кнудсен показывает типичный для спидвея стиль, точно удерживая управление в верхней точке поворота на своем одноцилиндровом "Уэстейке". Три гонщика на льду показывают возможные на скользком треке крутые наклоны на повороте и агрессивный стиль скольжения коленом. Мотоциклы для гонки на льду не скользят на поворотах, как машины для спидвея: у них на шинах острые металлические шипы. Но при падении гонщика эти шипы могут его травмировать. Короткие дистанции и тесный трек для спидвея делают старт особенно важным. Многие гонки выигрывает участник, ушедший со старта первым.
Главная