Google
Web moto.dp.ua

спорт на двух колесах: Трек и подъем на холм

В США самый захватывающий вид мотоспорта - гонки на овальном треке длиной в одну милю (1,6 км). До 16 гонщиков мчатся на ревущих больших «Харлеях» без передних тормозов. На поворотах они наклоняются, снижая мощность 73,6-киловаттных двигателей V2 и взметая пыль задними шинами, а на прямой мчатся со скоростью до 209 км/ч. Большой национальный чемпионат АМА (Американской мотоциклетной ассоциации) включает еще гонки на полмили (800 м) и на коротком треке (400 м) для одноцилиндровых мотоциклов с объемов цилиндров двигателей 600 см3, а также стипль-чез, сочетающий элементы трековых гонок и мотокросса.

Начало трековым гонкам положили скачки на американских сельских ярмарках до Первой мировой войны. Первым официальным соревнованием «Харлей-Дэвидсонов» стала 482-километровая гонка возле Додж-Сити в Канзасе 5 июля 1914 г. В 30-е гг. этот спорт был у американцев самым популярным. В 1946 г. АМА ввела в чемпионат гонку на Спрингфилдской миле. Ее выиграл Чет Дикграф на «Нортоне». Гонщик «Харлея» Джо Леонард победил в 1954 г., когда чемпионат впервые проводили как серию гонок. С тех пор американская марка остается фаворитом.

Самый знаменитый трековый мотоцикл - «Харлей-Дэвидсон XR750» V2. Он появился в 1970 г. и принес победу десяткам гонщиков, в том числе многократному чемпиону Скотту Паркеру. С «Харлеем» успешно конкурировала «Хонда RS750» V2, принесшая четыре чемпионских титула после своего появления в 1984 г. Но японцы отпали после того, как АМА изменила правила, запретив участвовать в гонках мотоциклам с большой мощностью.

Такая же участь постигла и самый неистовый из трековых мотоциклов - четырехцилиндровую двухтактную «Ямаху TZ750», на которой Кении Роберте выиграл Милю Индианаполиса в 1975 г. В конце этого года АМА запретила участие в гонках мотоциклов с числом цилиндров больше двух.

Длящаяся целый сезон борьба за титул чемпиона №1 включает в себя дорожные и трековые гонки начиная с 1986 г. Трековые гонки для юниоров способствовали успеху многих американских гонщиков в дорожных гонках, в том числе Робертса, Эдди Лоусона и Уэйна Рэйни.

Другой специфически американский спорт - это подъем на холм, испытание, показывающее, кто из гонщиков сможет подняться выше и быстрее по гаревому склону, становящемуся все круче. У этого спорта давняя традиция, и он породил длинные мотоциклы с тяжелыми и широкими задними шинами. Подъем на холм существует и в Европе, но здесь это соревнование на скорость на гудронированном серпантине.

Джей Сприпгстин ("1) ведет свой "XR750" через подушку на свободном треке, а его соперники используют более устойчивый желоб на внутреннем краю трека. Чтобы уменьшить сопротивление воздуха, Скотт Стзмп спрятал левую руку под обтекатель своего "XR750", выйдя на прямую на Сакраментской миле - одной из самых быстрых трековых гонок. Европейский подъем на холм традиционно проводится на крутых и извилистых гудронированных трассах, часто с живописным фоном, вроде этого в Девоне (Великобритания). Продольный V-образный двигатель "Харлея" много лет господствует на треке, отчасти благодаря своей хорошо управляемой мощности. Рикки Грзхем, Бубба Шобер и другие побеждали на "RS750", пока после изменения правил АМА двигатели V2 не стали менее конкурентоспособными. Кенни Роберте выиграл Милю Индианаполиса на "Т1750", но все же поддержал его запрещение.
Главная