Google
Web moto.dp.ua

мотоциклы от А до Я: ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН

      модель «9Е»

Уильям С. Харлей и его школьный товарищ Артур Дэвидсон в 1902 г. построили 400-кубовый одноцилиндровый двигатель, а годом позже вместе со старшими братьями Дэвидсона, Уолтером и Уильямом А., поставили его на велосипедную раму. Двигатель был надежен, но маломощен. Когда его форсировали, рама оказалась слишком слабой и была заменена более прочной структурой той же формы.

Еще два мотоцикла были построены в 1903 г. и другие три - в следующем году. К 1907 г. мотоциклы марки «Харлей- Дэвидсон» прославились своей надежностью, и их выпуск достиг 150 в год. В том же году фирма «Харлей-Дэвидсон» добыла деньги для расширения, создав корпорацию с участием 17 своих рабочих. Из сарайчика во дворе Дэвидсонов она переехала на другой конец города Милуоки (США), на авеню Джуно, где находится и сейчас.

Самые первые модели не имели фар и подвески. Но за несколько лет «Харлеи» получили вилку с ведущим звеном, карбидную фару и зажигание от магнето. Двигатель 494 см3 модели «5» (1909 г.) со впуском над выпуском давал около 3 кВт (4 л.с.) и скорость до 72 км/ч. У модели были велосипедные педали для начала движения и запуска двигателя, после чего кожаный приводной ремень натягивался ручным рычагом.

Первый двигатель V2, построенный для модели «5D» в 1909 г., давал около 5,15 кВт (7 л.с.), но тяжело заводился и страдал от проскальзывания приводного ремня. Через два года двигатель V2 под углом 45° был модернизирован и получил новый зубчатый привод клапанов. Раму обновили и почти сразу же ввели цепную передачу и полностью плавающее седло. Нововведения дали большой эффект, и популярность двигателя V2 быстро выросла. К 1913 г. двигатель модели «9Е» с объемом 1000 см3 давал около 7,3 кВт (10 л.с.) и скорость до 96 км/ч.

Фирма «Харлей-Дэвидсон» сначала не участвовала в гонках, предпочитая увеличивать надежность машин, но в 1914 г. наконец создала собственную команду. Мотоцикл «Рекинг Крю» с мощным восьмиклапанным двигателем V2 очень успешно соревновался с соперниками от фирм «Индиан», «Меркель» и «Эксцельсиор» как до, так и после Первой мировой войны. Но объем производства, возросший в 1919 г. до 22 000 мотоциклов и 16 000 колясок, через два года упал вдвое, в основном из-за роста выпуска автомобилей «Форд» модели «Т», разорившего большинство мотоциклетных фирм США.

     «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН WL45»

«Харлей» шире известен большими V2, но меньшие (750 см3) «45» тоже сыграли важную роль в истории фирмы. Первая модель «45», базовая машина с полностью открытой системой смазки, была выпущена в 1928 г. Через девять лет ее переоформили и переработали для создания серии «W». Простая и прочная, хотя и не особенно быстрая даже в свое время, эта модель позволила фирме пережить депрессию 30-х гг. «WLA» оказалась также удачным военным мотоциклом, и около 80 000 таких машин было использовано во Второй мировой войне.

После войны многие бывшие военные мотоциклы переделали для мирных нужд, что повысило популярность марки во всем мире. Завод в Милуоки снова стал выпускать серию «W» в разных вариантах, включая гоночный «WR». У спортивного варианта «WL» была немного увеличенная степень сжатия, что повысило мощность до 18,4 кВт (25 л.с.). Трехскоростная коробка передач управлялась ручным рычагом, сцепление - педалью. В 1949 г. «Харлей» ввел свою демпфирующую систему «Гирдравлик» для подпружиненной передней вилки «WL» вместо прежнего простого фрикционного демпфера. Седло было пружинным, задняя подвеска отсутствовала. Тем не менее ездить на этом мотоцикле было довольно удобно, управлять им несложно, и при турах «WL» устойчиво и надежно шел со скоростью до 96 км/ч. В 1952 г. его сменила модель «К» с унитарной конструкцией двигателя и четырехскоростнои коробкой передач с ножным переключением. Трехколесный «Сервикар» с надежным 742-кубовым двигателем выпускали до 1974 г.

В 1936 г., когда США еще страдали от последствий кризиса, фирма «Харлей» смело ввела модель «6IE». Достоинствами нового мотоцикла с двигателем V2, 1000 см3 были клапаны, расположенные над головкой, и циркуляционная система смазки. «6IE» был красив и имел большой успех. Из-за круглых боковых крышек двигателя его прозвали «Наклхед» - «Башка под коленкой» Он обеспечил фирме техническое превосходство над соперником «Индианом» и стал прародителем всех современных «Харлеев».

     «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XLCH СПОРТСМЕН»

В начале 60-х гг., на пике своей славы, «XLCH Спортсмен» был одним из самых быстрых дорожных мотоциклов. При максимальной скорости свыше 160 км/ч он разгонялся с места примерно за 14 секунд на прямой и был достойным соперником английской 650-кубовой «двойки» Так было тогда. В последующие десятилетия название сохранилось, но спортивные модели стали просто самыми малыми машинами в ряду дорожных, потому что далеко отстали от гоночных.

«Спортсмен» был выпущен в 1957 г.. его двигатель V2 имел верхние клапаны. Объем его цилиндров (883 см3) был тот же, что и у предшественника «КН», но диаметр больше, а ход короче, что увеличивало число оборотов. Первая модель «XL» включала в себя большой бензобак и щитки, но годом позже «Харлей» выпустил «XLCH» с улучшенным двигателем, маленькой фарой, уменьшенным бензобаком, опущенными ручками руля и шумными выхлопными трубами - в классическом спортивном стиле.

Внешний вид и характеристики «Спортсмена» с годами очень мало менялись. Объем цилиндров увеличили до 1000, затем до 1200 см3, а в 1986 г. вернули его к 883 см3, но уже в улучшенном двигателе. Владельцы больших двухцилиндровых «Харлеев» часто высмеивают и критикуют нынешний «XLH» за посредственную подвеску и тормоза, но он все еще хорош. «XLH» сочетает очарование прежних лет с пятискоростной коробкой передач, ременным приводом заднего колеса и надежностью, неслыханной в 1957 г. Его название уже не отвечает действительности, но «Спортсмен», видимо, просуществует еще немало лет.

Одним из самых выделяющихся мотоциклов фирмы «Харлей» был стремительный черный «Кафе PacepXLCR», появившийся в 1977 г. Он имел двигатель «Спортсмена» (1000 см^) в раме, переработанной из рамы гоночного «XR750», обтекатель «бикини», двойные передние диски, матово-черные выхлопные трубы и одиночное седло. «XLCR» был красив, с хорошими - по стандартам «Харлея» - характеристиками, но не привлек ни любителей, ни профессиональных гонщиков. Его мало покупали, и модель быстро сошла. По иронии судьбы в последующие годы на нее появился довольно высокий спрос.

     «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН ЭЛЕКТРА ГЛАЙД»

«Электра Глайд» - большой простой традиционный мотоцикл, построенный американцами для американцев, желающих путешествовать через всю свою огромную страну. Очень удобный, с низкооборотпым двигателем V2, «Электра Глайд» превратился в гремящий, катящийся на двух колесах символ свободы. Правда, с годами он вызвал некоторые нарекания в отношении надежности, управляемости и торможения.

«Электра Глайд» появился в 1965 г., когда у «Харлея» к 1200-кубовому двигателю V2, постоянно улучшавшемуся с 1947 г., добавился электрический стартер. Его имя стало очередной кличкой: на «Гидра-Глайде» 1949 г. была гидравлическая передняя подвеска, а на «ДуоТлайде» 1957 г. -еще и задняя подвеска. «Электра Глайд» с высокими ручками руля, большим бензобаком и крыльями, подножками, одиночным седлом и толстыми белобокими шинами па колесах с проволочными спицами выглядел элегантно. Несмотря на заметную вибрацию двигателя, скверную подвеску и тормоза, а также большую массу (350 кг), мотоцикл приняли хорошо.

Всего через год, в 1966 г., фирма «Харлей» изменила форму головок двигателя с «ковша» на «лопату», что немного увеличило его надежность. С годами добавились обтекатель и жесткий багажник, объем цилиндров в 1978 г. увеличился до 1340 см3, и двигатель для ослабления вибрации был поставлен на резиновые прокладки.

Самый большой переворот в истории фирмы «Харлей-Дэвидсон» произошел в 1981 г. когда ее руководство, возглавляемое Боном Билсом, выкупило фирму у головной компании «АМФ», под контролем которой в 70-е гг. «Харлей» терял качество и сбыт. «Электра Глайд» - одна из первых моделей, использовавших преимущества улучшенного литого двигателя «Эволюция». Его ввела выглядел элегантно. Несмотря на заметную вибрацию двигателя, скверную подвеску и тормоза, а также большую массу (350 кг), мотоцикл приняли хорошо.

Всего через год, в 1966 г., фирма «Харлей» изменила форму головок двигателя с «ковша» на «лопату», что немного увеличило его надежность. С годами добавились обтекатель и жесткий багажник, объем цилиндров в 1978 г. увеличился до 1340 см3, и двигатель для ослабления вибрации был поставлен на резиновые прокладки.

Самый большой переворот в истории фирмы «Харлей-Дэвидсон» произошел в 1981 г.. когда ее руководство, возглавляемое Боном Билсом, выкупило фирму у головной компании «АМФ», под контролем которой в 70-е гг. «Харлей» терял качество и сбыт. «Электра Глайд» - одна из первых моделей, использовавших преимущества улучшенного литого двигателя «Эволюция». Его ввела возрожденная фирма «Харлей» в 1984 г., и с этого времени начались ее новые успехи. В 1995 г. в «Ультра Классик Электра Глайд» применили систем)' впрыска горючего. Эту систему разработали, чтобы заслуженный двигатель V2 с воздушным охлаждением и толкателями смог достойно войти в XXI век.

«Электра Глайд» мог бы стать самым прославленным «Харлеем», но модель «Софтайл», выпущенная в 1984 г., была, может быть, самой знаменательной. Как и новый двигатель «Эволюция». «Софтайл» отличался от других машин опрятным видом, и его задняя подвеска, прячась под двигателем, создавала впечатление прочности кормы мотоцикла.

«Софтайл» ознаменовал устойчивость традиций «Харлея», так хорошо служивших фирме много лет. Его следующей яркой модификацией был появившийся в 1993 г. «Херитэйдж Софтайл Ностэлжи», двухцветный, с белобокими шинами и бычьей кожей на седле и сумках багажника.

     «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XR750»

Это один из мотоциклов, побеждавших в США на трековых гонках начала 70-х гг. «XR750», гремящий V2, завоевывал бесчисленные победы, хотя сохранял почти тот же внешний вид и конструкцию. Модифицированный двигатель «Спортсмена» был поставлен на шасси устаревшего гоночного «KR». Сначала мотоцикл получился маломощным, ненадежным и неудачным. Но в 1972 г двигатель «XR» из литой стали заменили алюминиевым, и гонщик Марк Брелсфорд завоевал первый из многих своих титулов.

С тех пор «Харлей» не всегда стоял на вершине пьедестала. «Ямаха» с Кении Робертсом побеждала в 1973 и 1974 гг., а в середине 80-х «Хонда» четырежды становилась чемпионом с «RS750», в основе которого лежал двигатель V2 от «СХ500», повернутый на 90°. Но «XR750» задавал общий тон в чемпионатах с такими гонщиками, как Джей Спрингстин, выигрывавший три раза подряд в 1976-1978 гг., и Рэнди locc, дважды чемпион в начале 80-х гг. Успешнее всех был Скотт Паркер, в 1994 г. в пятый раз ставший чемпионом США и установивший рекорд в 60 гонках - и все это на «XR750».

Начиная с 1980 г. фирма «Харлей» не изготовляет «XR» целиком, а продает двигатели, которые затем встраивают в мотоциклы с узлами от других фирм, например рамами «Чемпион». Новый «XR750» развивает мощность свыше 73,6 кВт (100 л.с.) и скорость 209 км/ч. За более чем 30 лет стройный и устремленный вперед вид «XR» мало изменился внешне, несмотря на появление перевернутых вилок, литых колес, задних тормозов (ранние «XR» не имели их вообще) и огромных глушителей. Его стиль копировали многие дорожные машины, включая собственную модель «Харлея» 1983 г. «XR1000» и созданные на базе «XR» специальные мотоциклы фирм «Сторц Перформанс», лос-анджелесского дилера Бартельса и других.

«XR750» никогда не создавали как машину для дорожных гонок, это трековый мотоцикл, но иногда он побеждал и на шоссе. Здесь наибольших успехов добился гонщик Кэл Рэйборн в серии англо-американских гонок 1972 г. Он выиграл три гонки и установил два рекорда скорости на кругах, финишировал вместе с гонщиком английского «Триумфа» Рэем Пикрелом и доказал, что американцы могут быть лучшими в дорожных гонках.

Сейчас фирма «Харлей» выпускает для дорожных гонок совсем другую машину, «VR1000». Ее двигатель со впрыском горючего, водяным охлаждением, восемью клапанами, цилиндрами V2 под углом 60° открыл для американской фирмы новую эру. Мотоцикл имеет раму из двойных дюралевых брусьев, а окраской не отличается от прежних «Харлеев». «VR» впервые выступал в Дайтоне в 1994 г. с гонщиком Мигелем Дюамелем и годом позже отстал от других супермотоциклов, сопоставимых по мощности. Но «Харлей» не сдается.

"Харлей-Дэвидсон" модель "9Е" (1913 г.). Схема двигателя V2 под углом 45" сохранилась доныне. "Харлей" поздно начал участвовать в гонках, но улучшенные и облегченные V2, такие, как эта модель, принесли успех после 1914 г. На этой официальной фотографии 1910 г. - основатели фирмы: Уильям, Уолтер и Артур Дэвидсоны и Уильям Харлей. История "Харлеев" началась в этом сарайчике за домом Дэвидсонов в Милуоки. "Харлей" в 1913 г. выпустил новый одноцилиндровый двигатель 3,7 кВт, а годом позже ввел кик-стартер и барабанный задний тормоз. Двигатель V2 серии "К" (1952 г.). Отличался унитарной конструкцией и четырехскоростной коробкой передач. Два гоночных "Харлея" V2 на неофициальной встрече в Дайтона-Бич (США). Форма боковых крышек двигателя этого "Наклхеда" 1946 г. выпуска ясно показывает, почему его прозвали "Башка под коленкой". Военные "Харлеи" "WLA" и "WLC", выпускавшиеся для армии Канады, доказали свою прочность и надежность. Трехколесный "Сервикар" 1931 г., выпускавшийся для нужд торговли, долго пользовался успехом. Объем цилиндров (8S3 см3) первоначального двигателя "XLCH" сохранился и  меньшей из двух нынешних моделей "Спортсмена". Стремительный, громкий, мощный и достаточно легкий, "Спортсмен" вполне заслуживал свое название в 1959 г. К 1991 г. объем цилиндров "Спортсмена" возрос до 1200 см3, но его характеристики в целом изменились мало. Фирма "Харлей" попыталась создать подлинно спортивный мотоцикл, выпустив в 1977г. "XLCR". однако успех оказался невелик. Фирма "Харлеи" ввела впрыск горючего в увенчавшем серию мотоцикле  "Ультра Классик Электра Глайд" 1995 г. "Глайд" 1978 г. имеет классические особенности, а том числе большие крылья, толстые шины и много хромированных деталей. "Гидра-Глайд" (1949 г.) получил  свое название от новых гидравлических передник вилок. Руководитель  дизайна Уилли Дж. Дэвидсон, внук Уильяма А., сыграл  большую роль в нынешних успехах "Харлея". "Херитэйдж Софтайл Ностэлжи" суммирует подход "Харлея" к дизайну. Двигатель "Харлея XR750" отличался от других большими ребрами для охлаждения, особо прочными гильзами и ва,юм редуктора на правом боку. Устремленный вперед вид "XR" частично нарушен массивным глушителем с левой стороны. Скотт Паркер и его "XR- побеждали в последних сезонах. Родни Феррис, пригнувшись к рулю "Харлея XR750", разгоняется до 209 км/ч на соревнованиях Сакраментская миля. Итальянский  гонщик Вальтер Вилла в середине 70-х гг. четырежды становился чемпионом мира в классах 250 и 350 см3. Гоночный "V1000"  открывает новое поколение "Харлеев" V2 с дюралевой  рамой.
Главная