Google
Web moto.dp.ua

мотоциклы от А до Я: КАВАСАКИ

     «КАВАСАКИ 500 см3 H1»

Производство мотоциклов - лишь небольшая часть «Кавасаки Хеви Индастриез», огромной фирмы, строящей поезда, корабли и самолеты. К мотоциклам она обратилась в 50-е гг., когда ее авиационное подразделение стало искать гражданскую продукцию. В 1960 г. фирма построила свой первый комплектный мотоцикл с двухтактным 125-кубовым двигателем и поглотила «Мегуро», старую японскую мотоциклетную фирму, которая копировала рядную «двойку» «BSA A7» и другие английские машины.

На рынок больших мотоциклов фирма «Кавасаки» вышла в 1966 г. с моделью «W1», 650-кубовой «двойкой», которая тоже много заимствовала от «BSA». Ее хорошо продавали в Японии, но на рынке США она проигрывала более быстрым английским машинам. Тогда фирма «Кавасаки» выступила с более легкими двухтактными машинами. Это были 250-кубовый «А1 Самурай» и похожий на него 350-кубовый «А7 Авенджер» («Мститель»). Они экспортировались лучше. В 1969 г. фирма выпустила 500-кубовый «HI», первый из серии «троек», принесших «Кавасаки» заслуженную репутацию.

При двигателе с пиковой мощностью 44,2 кВт (60 л. с.) и массе всего 174 кг у «H1» (известном также как «Мач III») было бесподобное отношение мощности к массе. Эта красивая машина разгонялась до 192 км/ч и имела прекрасное ускорение. Были и недостатки: посредственная рама, основная масса на заднем колесе, резкий скачок мощности при 100 Гц и большой расход горючего, - однако покупатели «тройки» с ними мирились.

Фирма «Кавасаки» строила также две меньшие «тройки»: 250-кубовую «S1» и 350-кубовую «S2», а в 1972 г. увеличила объем цилиндров трехцилиндрового двигателя до 748 см3 для модели «Н2», или «Мач IV». Новый двигатель мощностью 54,5 кВт (74 л. с.) давал резкое ускорение и максимальную скорость 201 км/ч. Управляемость стала немного лучше, чем у «HI», но «Н2» оставлял такой хвост выхлопа, что в середине 70-х гг. экологические нормы привели к запрету больших двухтактных мотоциклов.

     «КАВАСАКИ Z1»

«Z1», выпущенный в 1973 г., более десяти лет оставался лучшим из супермотоциклов, сочетая в себе мощность, несокрушимый двигатель, красоту и приемлемую цену. Четырехцилиндровый 903-кубовый двигатель, в отличие от «четверки» «Хонда СВ750», имел два распределительных вала. «Z1» давал максимальную мощность 60,4 кВт (82 л. с.) и скорость 208 км/ч. Его прямолинейная характеристика была лучше, чем у новой «Хонды», выпуск которой в конце 1968 г. побудил инженеров фирмы «Кавасаки» пересмотреть разработку своего двигателя, объем цилиндров которого намечался 750 см3.

Шасси «Z1» по совершенству уступало его двигателю, но «Кавасаки» был достаточно хорошо управляем и вполне удобен, несмотря на высокие ручки руля. Он выглядел великолепно со своим округлым бензобаком, утиным хвостом и четырьмя сверкающими глушителями. А главное, «Z1» был много дешевле, чем конкурирующие европейские супермотоциклы. Он приобрел огромную популярность, получил кличку «Кинг» («Король») и принес фирме «Кавасаки» прочную репутацию мощности и надежности.

В 1976 г. мотоцикл получил второй передний дисковый тормоз и был переименован в «Z900». Годом позже объем цилиндров двигателя увеличили до 1015 см3, и получился «Z1000». В 1978 г. фирма «Кавасаки» выпустила гоночный «Z1-R» с усиленным двигателем мощностью 66,2 кВт (90 л. с.), укрепленной рамой и устремленным вперед профилем, включая обтекатель на руле. Это был лучший большой «Зет», но теперь уже ему противостояли «Сузуки GS1000» и «Хонда СВХ1000».

Скорость и надежность «Z1» делали его пригодным для многих видов соревнований. В стандартном варианте «Кавасаки» в 1973 г. выиграл престижную австралийскую шестичасовую гонку. В Европе его четырехцилиндровыи двигатель был использован во многих гоночных машинах, в том числе в мотоциклах, на которых французы Жорж Годье и Ален Жено выиграли несколько 24-часовых гонок в 70-е гг.

В конце 70-х и начале 80-х гг. фирма «Кавасаки» построила также несколько меньших «четверок», повторявших облик «Z1». Среди лучших был «Z650» (1977 г.), сочетавший в себе спокойную, надежную езду со скоростью до 177 км/ч с маневренностью и умеренной ценой. Но хотя фирма «Кавасаки» заявляла, что ее 650-кубовый мотоцикл лучше, чем другие 750-кубовые, он не превосходил появившийся в то же время более быстрый «Сузуки GS750».

     «КАВАСАКИ Z1300»

Огромный шестицилиндровый «Кавасаки Z1300» был одним из последних супермотоциклов конца 70-х гг. Это был плод соревнования японских производителей за создание все более крупных, массивных и сложных машин. Мощность его 1286-кубового двигателя с водяным охлаждением достигала 88,3 кВт (120 л. с.), а масса с горючим превышала 300 кг. Но, к сожалению, большой радиатор придавал ему внешнее сходство с шестицилиндровой «Хондой CBXlOOO», а ускорение на старте было меньше объявленного в характеристиках.

Несмотря на свою большую массу, «Z1300» был достаточно хорошо управляем благодаря прочной раме и хорошей подвеске и сохранял устойчивость даже при максимальной скорости 217 км/ч. Но прямая посадка гонщика ограничивала возможность использования этой скорости, и шестицилиндровый двигатель был скорее обузой. Несмотря на свою несравненную мощность и большие размеры, «Z1300» не давал ничего такого, чего не могли бы дать многие меньшие, более простые и дешевые мотоциклы. Дорогая «шестерка» положила конец убеждению японцев в том, что больше - значит лучше.

Одним из выдающихся мотоциклов 80-х гг. был выпущенный в 1984 г. «Кавасаки GPZ900R», первый у этой фирмы четырсхцилиндровый мотоцикл с водяным охлаждением. Его 16-клапанный двигатель с объемом цилиндров 908 см3 давал 83,2 кВт (113 л. с.) при 158 Гц (9500 об/мин) и был впечатляюще прочен, в лучших традициях фирмы. Он плавно разгонял «GPZ» до максимальной скорости более 240 км/ч, достигаемой за счет прекрасной аэродинамики обтекателей.

Компактное, легкое шасси обеспечивало мотоциклу, прозванному в США «Нинья», управляемость, с которой трудно было состязаться как на шоссе, так и на треке. Малошумная работа двигателя создавала комфорт на длинных дистанциях. Машина сразу стала популярной и хорошо продавалась почти десять лет, пока ее не превзошел преемник - «GPZ1000RX».

     «КАВАСАКИ ZZ-R1100»

При острой конкуренции на рынке мотоциклов в 90-е гг. фирма «Кавасаки» создала супермотоцикл с устрашающей мощностью 106,7 кВт (145 л. с.) и максимальной скоростью 280 км/ч, который превзошел всех противников. «ZZ-R1100» потряс мотоциклистов не только в 1990 г., когда был выпущен. Имея 1052-кубовый двигатель с водяным охлаждением, этот «Кавасаки» оставался самым быстрым супермотоциклом в мире еще пять лет. Его прямолинейная характеристика обеспечивалась 16-клапанным двигателем, разработанным на основе модели «ZX-10» 1988 г. Большие клапаны и облегченные поршни увеличивали мощность, но основное ее повышение создавала система набегающего потока воздуха, заимствованная у гоночных автомобилей Формулы-1. Из щели в носовом обтекателе холодный воздух врывался в коробку, создавая в ней давление. Чем быстрее машина мчалась, тем глубже она «дышала».

«ZZ-R» был уравновешенным и изящным мотоциклом. Хорошо управляемый благодаря очень жесткой дюралевой раме и отличной подвеске, с массой 228 кг и довольно прямой посадкой мотоциклиста, «Кавасаки» был практичной и комфортабельной спортивно-туристической машиной. На прямой дороге он обычно показывал соперникам только пару блестящих глушителей.

Представителем «Кавасаки» в классе 750 см3 спортивных машин в последние годы был «XZR750». При 16-клапанном двигателе с водяным охлаждением на дюралевой раме из сдвоенных стержней «XZR» имел устремленную вперед форму и скорость до 241 км/ч. Он позволил фирме «Кавасаки» вступить в борьбу с лучшими супермотоциклами мира, и в 1993 г. Скотт Рассел выиграл на нем чемпионский титул. Сделав популярным класс 600 см3 своим «GPZ600» в 1985 г., фирма «Кавасаки» затем уступила ведущее место по продажам машине «Хонда CBR600E». У «ZZ-R600», выпущенного в 1990 г., была скорость большого мотоцикла, но недостаточная маневренность. Модель 1995 г. «ZX-6R» с охлаждением потоком набегающего воздуха, новой рамой из дюралевых профилей и спортивным обликом стала выдающейся, сочетая в себе скорость с превосходной управляемостью.

     «КАВАСАКИ KR750»

Первый успех в международных гонках пришел к «Кавасаки» в классе 125 см3, когда Дэйв Симмондс выиграл чемпионат на «двойке» заводской сборки. Грозный двухтактный родстер фирмы с тремя цилиндрами был специально гоночным, а гоночный вариант 500-кубового «HI» под маркой «H1R» вывел новозеландца Джинджера Мэллоя на второе место в мировом чемпионате 1970 г. в классе 500 см3. Один из поздних трехцилиндровых 750-кубовых мотоциклов, несмотря на свою неважную управляемость, покорился американскому асу Гэри Никсону и канадцу Ивону Дюамелю и принес им ряд больших побед.

В 1975 г. фирма «Кавасаки» заменила переделанный из родстера «H2R» специально построенным гоночным «KR750». Это была совершенно новая «тройка». Ее усиленный до 88,3 кВт двигатель с водяным охлаждением давал резко выраженный скачок мощности при 100 Гц (6000 об/мин), что делало машину трудноуправляемой. Несмотря на это, Майк Грант в Великобритании и Грег Хэнсфорд в Австралии в 1975 г. выступали на ней очень успешно. Грант превысил скорость 283 км/ч, установив в ТТ на острове Мэн новый рекорд крута 176,73 км/ч. В следующем году капитан команды Гэри Никсон на «KR» шел ведущим в мировом чемпионате в классе 750 см3, но на финише ему засчитали второе место, так как его выигрыш на одном из кругов был оспорен.

Наиболее удачными гоночными мотоциклами «Кавасаки» были двухтактные «KR250» и «KR350» с водяным охлаждением, побеждавшие на Гран-при в 1978-1982 гг. Они выиграли не менее восьми мировых чемпионатов и 73 Гран-при. 250-кубовый «KR», выпущенный в 1975 г., сначала оказался ненадежным. Затем его двигатель переработали: коленчатый вал стал поднимать поршни одновременно, через 360°, вместо прежних 180°. Новые «KR» были надежными и очень быстрыми, давая до 55,2 кВт (75 л. с.) при 200 Гц (11 800 об/мин) в варианте 350 см3. Они также были хорошо управляемы благодаря жесткой раме с трубами из хромово-молибденовой стали и фирменной задней подвеске «Юни-Трек» с нарастающим сопротивлением. Первыми победами «KR» были титулы, завоеванные в 1978 и 1979 гг. Корком Бэллингтоном из ЮАР в классах 250 и 350 см3. Немец Антон Мэнг добавил еще по два титула в каждом классе, включая дубль в 1981 г., и «KR350» ушел непобежденным чемпионом, когда класс 350 см3 был отменен после сезона 1982 г. Тогда фирма «Кавасаки» выступила на Гран-при с четырехцилиндровым «KR500», имевшим новаторское монококовое дюралевое шасси. Однако, несмотря на попытки в ряде сезонов, Бэллингтон не смог добиться победы.

Мощная силовая передача "H1" и его упругая рама позволили быстро овладеть рынком. Высокие ручки руля и обтекаемый дизайн отличали этот "H1-R", предназначенный для рынка США. Грозный трехцилиндровый "Н2" (748 см3) был похож на "HI", но более мощный, шумный и быстрый. Производство мотоциклов - лишь малая часть промышленного гиганта "Кавасаки". Первыми большими мотоциклами "Кавасаки" были рядные 650-кубовые "двойки", как этот "W1SS" (1968г.). Двухтактный трехцилиндровый двигатель "HI" был компактным, мощным и очень прожорливым. Двигатель "Z1" с двойным распределительным валом был очень прочным и мощным. Выразительный стиль "Z1" производил впечатление не меньше, чем его характеристики. Хотя и склонный к вилянию на больших скоростях, "Z1" хорошо огибал плавные повороты. Среди меньших "четверок" с воздушным охлаждением был быстрый и надежным "Кавасаки 2650", выпущенный в 1977 г. "Z1-R" с усиленным двигателем и пересмотренным управлением встретил в 1978 г. сильную конкуренцию. Французский ас Жан-Клод Шемарин привел команду "Кавасаки" к победе в эндуро в начале 80-х гг. Новозеландец Грэм Кросби завоевывает победы и сердца болельщиков "Кавасаки" на гонках высокого ранга. Повороты никогда не были для "Z1300" легкими, но для такого большого мотоцикла он был хорошо управляем. 120-сильный (88,3 кВт) шестицилиндровый двигатель "Z1300" был в 1979 г. самым мощным (для мотоциклов). Элегантность "Z1300" и его наклонный корпус придавали шестицилиндровому двигателю почти обычный вид. Отличные характеристики, удобство и надежность обеспечили "GPZ900R" длительный успех. В руках финского гонщика-каскадера Арто Нигвиста огромный и тяжелый "Z1300" становится легким. Улучшенные вилки и 17-дюймовое переднее колесо поддержали популярность "GPZ900R" в 90-е гг. Управляемость "ZZ-R1100" была хорошей, несмотря на размеры и массу. "ZX-6R" модели 1995 г. с мощным 600-кубовым двигателем и сдвоенной дюралевой рамой был быстрым и подвижным спортивным мотоциклом. В 1993 г. Скотт Рассел выиграл титул чемпиона мира в классе супермотоциклов и три гонки в Дайтоне. Благодаря высоким характеристикам и смелому оформлению "ZXR750" стал большой сенсацией. Австралийский ас Грег Хэнсфорд был быстрым и эффектным на сенсационном трехцилиндровом "KR750". Майк Грант на "KR750" под своим любимым "10 показал скорость более 289 км/ч па ТТ  1975г. Немец Антон Мэнг в начале 80-х гг. выиграл четыре мировых титула на "двойках"-тандемах "KR250" и "350". Даже стремительный Корк Бэллингтон не смог стать победителем Гран-При на "KR500" с четырьмя цилиндрами квадратом.
Главная